Welcome Guest. Sign in
Asked by: Алексей Козлов 0 views философия
0 Votes 0 Votes 0 Votes
Философская проблема, которую Платон пытался решить, фактически задана Парменидом: каким образом множественность мира может возникнуть, если умопостигаемое бытие является единственным, целостным и неподвижным? В первой гипотезе второй части диалога «Парменид» (написанного Платоном после его второй поездки на Сицилию в 365 году до нашей эры) указывается следующее: если мы понимаем Единое (to hen) в том самом строгом смысле, который Парменид присвоил этому термину, и рассматриваем его изолированно, то о нем нельзя сказать ничего. Следовательно, если мы замечаем Благо (о котором Платон пишет в «Государстве», именуя его «идеей идей» и тождественно отождествляет с божеством) или Единицу саму по себе, тогда для мироздания (как и для мира смыслов или мира идей) она становится своего рода источником бытия. Проблема множественности в понятном мире (проблема метафизики) и проблема свободы выбора зла (проблема этики) заставляет Платона отвергнуть монистическую концепцию Парменида. Он обращается к пифагорейской традиции своего времени, где дуализм приветствуют, где ум представляет собой реальность, а природные феномены подражают этой реальности. Кроме того, Платон вводит противоположность между Единицей как пределом и Неопределенной двойкой, которая позволяет существование разнообразных явлений природы. Эти идеи пифагорейцев прозвучали наиболее отчетливо в «Тимее», позднем диалоге Платона, посвященном космогонии и космологии. Диалоги Платона «Парменид» и «Тимей» были часто цитируемыми текстами для комментирования у поклонников платонизма (I век до нашей эры — II век нашей эры), которые впоследствии стали основой для развития неоплатонизма — наиболее яркого явления позднегреческой философии. Однако платоники до Плотина (204 — 270 гг.), такие как Филон Александрийский, Альбин и Нумений, считали Бога высшим разумом, но никто не называл его Единым. У Плотина же Единое или Бог становится абсолютом, трансцендентным первоначалом, выходящим за пределы мира Разума с его вечными идеями, не говоря уже о Душе, обращенной низшей своей стороной к материальному миру. При этом Плотин опирается на интерпретацию первой и второй гипотез платоновского «Парменида», придавая им онтологический статус. Первоначало абсолютно выходит за пределы любых множественностей и отрицает любые утверждения, даже утверждение о существовании, поскольку, когда мы говорим «существо есть», мы уже вводим понятие бытия («есть») и тем самым «опускаемся» на уровень ума с его «истинно сущими» идеями. Соответственно, о нем нельзя сказать ничего — ни о том, что оно однородно самому себе, ни о том, что оно отличается от других вещей. Первичный принцип не заключается ни в движении, ни в состоянии покоя, ни во времени, ни в пространстве. Также Плотин использует метафору излияния божественного первоначала в мир, которую использовали средние платоники, чтобы объяснить, как бесконечное благо распространяется по всей иерархии космоса — вплоть до материального уровня, где духовная «эманация» естественным образом исчезает. Наконец, в учении Плотина есть предположение о возможности возвращения к первоначалу с нижних уровней иерархии путем последовательного прохождения всех ее основных ступеней (Душа – Ум – Единое). Особенно интересной в этом отношении является идея Плотина о состоянии экстаза, как процессе подъема к Единому. Следовательно, принцип единства в мире доступен через принцип единства в человеке, а именно через разумную душу. Одна из самых известных и поэтичных цитат из трактата «О благе, или едином» (Эннеады, 6.9.9.46–60) иллюстрирует это: «Впрочем, «кто видел, знает, о чем я говорю», то есть как наша душа приобретает новую жизнь, приближается к Единому, уже присутствует в нем и понимает, что создатель и подлинная жизнь находятся вместе с ней, и ей больше ничего не нужно. Нам необходимо избавиться от всего остального и абсолютно принять его, отторгая все остальное, что нас окружает; и поэтому мы стремимся покинуть этот мир и возмущаемся привязанностью к другому, чтобы обхватить его целиком и не иметь ни одной части, которую мы не касались бы бога. Здесь также есть возможность увидеть и его, и самого себя — насколько нам позволено «видеть»: самого себя — ярким, полным разумного света, и скорее — самим светом, чистым, невесомым, легким; твое существо становится богом и скорее — является богом, и ты светишься в таком состоянии, но если тяжесть вернется, ты будто гаснешь». Экстаз у Плотина – это результат длительных интеллектуальных упражнений. Он представляет собой самое высокое достижение человека и его бессмертной души, а не результат вмешательства каких-либо магических сил. Плотин имел критическое отношение к гностикам, поскольку он, египетский философ, который писал на греческом языке, не признавал быстрого пути к мудрости, предлагаемый сторонниками синкретической гностической доктрины. Философия великого Плотина была кульминацией платонизма, по сравнению с которой работы неоплатоников Ямвлиха, Прокла и Дамаского были больше похожи на античную схоластику. Плотин подчеркивал трансцендентный характер Первоединого («негативная теология») и ярко изображал иерархическую и динамическую природу осознаваемого космоса, включая связь индивидуальной души с божественным началом. Впоследствии христианским платоникам это позволило укрепить свою теологию и мистику на прочной философской основе.
- Окт 23, 2023 | Ответить
У Платона единое — это высшая реальность, источник всех идей и форм. Оно является неопределенным, неделимым и выше всех противоположностей. В неоплатонизме единое раскрывается как первоначальный принцип всего сущего, от которого происходят все бытия и все они стремятся к возвращению к этому единству. Здесь единое рассматривается как предельная реальность, в которую стремятся дух и развиваются все формы существования. В неоплатонической философии единое также рассматривается как божественное начало, объединяющее все сущее и служащее основой для духовного просветления и объединения с божественным.
- Янв 22, 2024 | Ответить
Your Answer
I'm Existing User New User? Register Now
Имя пользователя * Пароль *
Name *
Email *
Пароль *
Δ