Welcome Guest. Sign in

4 Answers

Может ли сознание быть связано с материей?

Asked by: 0 views Без рубрики

Много мнений существует относительно эффекта наблюдателя в щелевом опыте, но вопрос более конкретен: влияет ли сознание на взаимодействие фотона при наблюдении? Известно, что в щелевом опыте при наблюдении фотон проявляет определенные свойства, а при отсутствии наблюдателя — другие. Сознание, как наблюдатель, играет роль в осознании увиденного. Однако, следует ли из этого, что сознание взаимодействует с фотоном и имеет материальный характер, остается вопросом. Возможно, здесь есть некоторая логическая ошибка или аспект, который мы не учитываем.

4 Answers

  1. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Чтобы избежать предположений, стоит обратиться к давним писаниям. Ведическая структура психики представляет собой сложную систему энергий и материи, которая дает нам уникальный характер, привычки, склонности, способности к запоминанию, рассуждению, эмоциональные и другие психические проявления. Эта структура состоит из тонких материальных энергий, которые образуют защитные оболочки вокруг души. Разберем это подробнее. Чтобы получить более глубокое понимание, давайте начнем с разговора о Бесконечном. Согласно ведическому знанию, есть Бесконечный и Неисчерпаемый Абсолют. Веды называют этот безличный аспект Брахманом и личностный аспект — Бхагаваном. Все существующие вещи, которые мы видим вокруг нас, все процессы и явления, все уровни реальности являются проявлениями этого Абсолюта. Энергии Абсолюта можно разделить на две основные категории — материальную и духовную. Таким образом, существуют две разные природы: материальная и духовная. Мир, в котором мы живем, представляет собой материальный мир. Материальная природа сама по себе инертна, пассивна и мертва. Жизнь в материальном мире возможна только благодаря духовной природе. Все живые существа в материальном мире являются крошечными частичками духовной энергии, покрытыми материальными оболочками.

    Ведический афоризм гласит: ахам брахмасми — это означает, что «я есть дух». Это утверждение свидетельствует о нашей принадлежности к Брахману — духовной природе.

    Итак, на самом деле каждое живое существо — это душа, которая называется на санскрите «атма». Атма — это маленький фрагмент активной духовной энергии. Природа души описывается как «сат, чит, ананда», что означает — быть, знать, радоваться.
    Аспект «сат» (бытье) указывает на то, что атма, так же как и духовная природа в целом, всегда существует. Более того, для души нет понятий о прошлом и будущем. Все события для неё происходят в вечном настоящем, хотя нам сложно это понять в наших текущих обусловленных состояниях.
    Аспект «чит» (знание) означает, что атма в своём первоначальном состоянии обладает полным знанием.
    И аспект «ананда» (блаженство) означает, что атма всегда находится в состоянии счастья.
    Такие состояния, как ничто, дремота, позабытье, кончина, неведомство, муки или тревога — неприродны для души, потому что они противоречат ее сущности.
    Атма — это существо с живой личностью, которая есть в ее первоначальной природе. Душа вечна и возвышенна, неуничтожима и неподелена, она не возникает и не исчезает, она не подчинена ни времени, ни пространству. Когда душа подвергается воздействию материальной энергии (майи), она покрывается тонкими материальными оболочками, которые дают ей возможность действовать в этом материальном мире. Эти оболочки вместе называются «тонким телом» или «линга шарирой» на санскрите. Тонкое тело представляет нашу психику, такую, какой мы ее знаем. Оно относится к материальной природе и можно сравнить с тенью человека. Тень не является личностью, но она создается присутствием личности — человека, и поэтому кажется живой. Тонкое тело, или психика, состоит из трех основных структур: аханкары (ложного эго), буддхи (разума) и читты (ума).
    Ложное эго (аханкара) является самой тонкой материальной оболочкой, которая покрывает душу. Его суть заключается в том, что мы начинаем воспринимать себя как активного субъекта в этом мире (в действительности все действия совершаются гунами материальной природы, и душа никогда не прямо взаимодействует с материальной природой, а только наблюдает и испытывает желания). Само слово «аханкара» буквально переводится с санскрита как «я делаю». Таким образом, аханкара создает иллюзию принадлежности к материальному миру, и мы начинаем считать себя его частью. Благодаря аханкаре мы ложно отождествляем себя с различными материальными понятиями. Например, мы говорим: «я есть это тело», «я — мужчина/женщина», «я — молодой/старый», «я — богатый/бедный», «я — русский/украинец/узбек/казах», «я — бухгалтер/пожарный/слесарь/банкир» и так далее. Ложное эго также распространяется на различные предметы — например, мы говорим: «это мой дом/автомобиль/шкаф/рубашка/часы» и так далее.
    Иногда можно наблюдать такой феномен: если вы случайно ударите чью-то машину, водитель выйдет и спросит: «почему ты меня ударил?». Или если вы случайно коснетесь кого-то, он скажет: «почему ты меня трогаешь?». Это ложное отождествление себя с материальными предметами и понятиями происходит из-за присутствия ложного эго. Аханкара может распространяться на вашу комнату, квартиру, город, страну, планету и даже всю вселенную. Почему так происходит? Веды утверждают, что душа, несмотря на свою духовную природу, может подпасть под влияние материальной иллюзии (майи). Душа покрывается оболочкой аханкары, когда у нее возникает желание господствовать над материальной природой. Это желание на санскрите называется «кама» или «вожделение». В двух словах, кама проявляется на разных уровнях — от простого желания наслаждаться противоположным полом до привязанности к дому и вещам, от нации до желания богатства, славы, почета, от желания обладать мистическими совершенствами до желания достичь райских планет и даже стать Богом. Все эти желания возникают из камы, то есть желания господствовать над материальной природой, а кама, в свою очередь, возникает из-за присутствия аханкары — ложного эго.
    Еще один интересный факт заключается в том, что аханкара всегда стремится подавить или уничтожить любую другую аханкару, с которой прямо или косвенно соприкасается. Такой антагонизм между ложным «я» двух живых существ проистекает из самой сути ложного «я». Дело в том, что кама, это не просто желание быть господствующим, а именно желание быть единственным господствующим. Здесь можно вспомнить «Сказку о рыбаке и рыбке», где старуха, в конце концов, хотела стать владычицей моря, и чтобы рыбка была у нее на поводах. Кстати, здесь можно увидеть явные параллели с ведическими текстами. В этих текстах материальное существование обычно сравнивается с морем или океаном, и каждый из нас — введенные в иллюзию живые существа — старается стать «владыкой моря». Именно из этой свойственной ложному «я» черты проистекают такие явления, как зависть, обида, гнев, ревность и другие.
    Буддхи
    Еще одна тонкая оболочка, покрывающая душу, — это буддхи. Слово буддхи обычно переводится на русский язык как «разум», хотя буквальный перевод этого слова — просветление, просвещенность или осознанность. К функциям буддхи относятся: способность рассуждать, осознавать, различать хорошее и плохое, полезное и вредное. Например, ребенок не захочет пить горькое лекарство, потому что его разум еще слаб. Взрослый человек с сильным буддхи, способный делать то, что полезно, даже если это неприятно, проявляет разумность. Сомнения — это функция буддхи. Вера — это функция буддхи. Приверженность к определенной идеологии — это функция буддхи. Например, мы верим в демократию, коммунизм, или мы являемся христианами, мусульманами, последователями Карлоса Кастанеды — если мы приняли определенную идею, идеологию, это означает, что она «проникла в наш разум». Понимание того, что такое счастье и как его достичь — это также функция буддхи. По сути, понимание того, что такое счастье и как его достичь — это и есть идеология. Здесь следует отметить, что люди разной природы разума принимают и признают ту идеологию, к которой их разум склонен.
    Буддхи играет активную роль в интеллектуальной сфере человеческого сознания, и ее присутствие существенно влияет на все сознательные действия. Например, благодаря наличию буддхи люди возделывают поля, строят дороги, сооружают мосты и выполняют множество других дел. В то же время, если аханкара – это всего лишь побудительный фактор материальной деятельности, желание ей заниматься, то буддхи определяет, что именно следует делать и как это нужно делать. Кроме того, в разуме присутствуют мотивы действий и, другими словами, наше понимание пути к достижению счастья.
    Например, какой-то индивидуум каждый день просыпается, чтобы начать свою работу. Что побуждает его делать это? Этот человек созидается его разумом, и его мотивы могут быть разнообразными. Например, он встает, чтобы зарабатывать деньги для своей семьи, так как считает, что счастье заключается в финансовом благополучии его близких; или он работает для того, чтобы достичь славы, так как верит, что истинное счастье лежит именно в славе и признании; или он ученый, побуждаемый желанием совершить значимое научное открытие. Вместилищем для идеологии, мотивов и нашего понимания счастья является буддхи.
    Читта
    В конечном счете, третий важный компонент психики — читта, или ум. Ум делится на две структуры – глубокий ум (собственно читта), который в современной психологии называется подсознанием. И внешний ум, или воспринимаемый ум, или монитор, который на санскрите называется манас.
    Ум, в отличие от разума, непосредственно связан с чувствами. Можно представить это, как осьминога с пятью щупальцами, где щупальца — это чувства, а осьминожье — тело ума, компьютер, обрабатывающий информацию, поступающую с органов чувств. Также ум часто называют шестым чувством. Основная функция ума — принимать приятное и отторгать неприятное для чувств. Слова «хочу» и «не хочу» принадлежат уму, в то время как слово «надо» — разуму. Ум является хранилищем памяти, все предыдущие впечатления и желания хранятся в нем. Наш характер — это свойство ума. Наш походка, манера говорить, моторика, мимика, жесты, темперамент и т.д. — все это функции ума. И, наконец, все автоматические функции психики, условные и безусловные рефлексы, инстинкты, привычки, склонности, желания, реакции на внешние раздражители, автоматические навыки (как умение ходить, говорить, управлять автомобилем и т.д.) — все это также функции ума.
    Рассмотрим более подробно наш удивительный и непостижимый глубинный разум, который называется читта. Это своего рода резервуар, в котором хранятся все наши прошлые переживания, впечатления и желания. Согласно древним текстам, каждое отдельное впечатление сохраняется в читте в виде своеобразного отпечатка, который на санскрите называется «самскара», или кармический отпечаток на русском. Можно сравнить читту с озером, а самскары — с мелкими частицами песка и ила, которые формируют его дно. Под воздействием внешних сил, о которых мы не будем сейчас подробно говорить, некоторые из самскар иногда всплывают из глубинного разума на поверхность и воспринимаются как различные мысли и желания.
    Приведем простой пример, чтобы проиллюстрировать этот процесс. Допустим, какой-то человек решает поспать днем, чего он ранее не делал. В результате этого действия, на следующий день, примерно в то же самое время, этот человек почувствует, что засыпает, и это указывает на то, что проявляется тот самый кармический отпечаток, который сохраняется в его читте в результате его желания вчера. Точно так же, если человек однажды решил украсть, то в будущем он непременно почувствует желание украсть снова. Или если он совершил убийство, выпил, закурил, невежливо обращался с кем-то и так далее — прошлые желания и склонности будут возвращаться к нему снова и снова, заставляя его снова желать этого и действовать согласно ранее заданному сценарию. Такая тенденция ума снова и снова испытывать прошлые желания, снова и снова действовать так, как раньше, снова и снова реагировать так, как раньше, на санскрите называется «карма». Преодолеть такую тенденцию ума действовать по заложенному сценарию очень сложно, но это возможно, обращаясь за помощью к буддхи — разуму. Последовательно развивая разум, можно выйти за пределы ума, другими словами, за пределы кармы.
    Чтобы лучше понять природу ума, можно наблюдать за животными, такими как кошки или собаки. У них практически отсутствует разум или буддхи, поэтому, наблюдая за ними, можно увидеть, как действует ум в его чистом виде. Животные живут по инстинкту — все их реакции, желания и действия предопределены. То же самое можно сказать и о человеке в состоянии сновидения. Во время сновидения наше буддхи отключено, то есть нет осознания происходящего, а манас активен — основываясь на прошлых впечатлениях и желаниях, он строит сюжет сновидения и сам же участвует в нем в качестве главного действующего лица. В шастрах говорится, что состояние сознания животных примерно такое же, как у человека во время сновидения. Ни грубое анатомическое тело, ни тонкое тело, состоящие из аханкары, буддхи и читты, не имеют отношения к нашему истинному я, они лишь инструменты, позволяющие нам действовать в этом материальном мире.

    - Ноя 16, 2023 | Ответить

  2. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Сущность и феномен квантовой механики? Другими словами, это некая наука, возникшая от воздействия сознания? Интересный способ объяснять неясное через использование еще более неясного, придуманного в первую очередь. Интересно также, что вы упомянули какую-то экзопланету. Безусловно, сознание является продуктом взаимодействия энергий, которые нам пока не известны и которые мы даже пока не приблизились к изучению. Хотя у исследователей Кирлиан были эксперименты, но это шутка, конечно. А энергия, хоть она нам пока неизвестна, но но она существует — ведь сознание есть. И эта энергия является материальным явлением, взаимодействующим с другими материалами. Все сущее известно нам через его взаимодействия, даже осознанный сон! Но это, конечно же, шутка по определению.

    - Дек 07, 2023 | Ответить

  3. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Существует множество точек зрения на вопрос о том, является ли сознание материальным. Одни ученые и философы считают, что сознание является продуктом химических и электрических процессов, происходящих в мозге. Другие же утверждают, что сознание имеет нематериальную природу и связано с душой или сознанием. На данный момент нет однозначного доказательства одной из этих точек зрения. Многие исследования сферы нейробиологии пытаются объяснить механизмы сознания на молекулярном и клеточном уровне, но полной картины пока не удалось сформировать. Примером, подтверждающим материальную природу сознания, может служить факт, что изменения в мозге, такие как повреждения или болезни, могут непосредственно влиять на сознательные процессы и поведение человека. Однако, это не означает, что материальный подход полностью объясняет природу сознания. В целом, междисциплинарные исследования в области нейронаук и философии сознания продолжаются, и, возможно, в будущем мы сможем получить более полное понимание этого сложного феномена.

    - Янв 30, 2024 | Ответить

  4. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    До сих пор никому не удалось доказать или продемонстрировать существование чего-то, кроме материи. Люди лишь верят и предполагают, что существует нечто, отличное от материи, однако, на это нет никаких доказательств. Поэтому, если мы руководствуемся известным и подтвержденным, то все явления относятся к материальному миру или являются функциями материи, и больше ничего нет. Вера в нематериальное является суеверием. Однако, никто до сих пор точно не знает, что такое материя и из чего она состоит в окончательном смысле. Люди до сих пор не полностью понимают природу материи и поэтому продолжают верить и предполагать.

    - Фев 07, 2024 | Ответить


Answer Question