Welcome Guest. Sign in

3 Ответов

Можете ли вы раскрыть смысл романа «Сердца четырех» Сергея Сорокина на русском языке?

Спросил: 0 просмотров литература

3 Ответов

  1. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Сердца четырех — на самом деле самый трудно истолковываемый роман Сорокина. Это его первая книга, написанная после советского периода, и разрушение советской системы лишает Сорокина возможности экспериментировать с языком, пародировать, трансформировать. Вместе с тем, Сорокин, всегда обладавший удивительной прозорливостью, описывает в этой книге, во-первых, жестокую культуру насилия, характерную для поп-культуры 1990-х годов, а также склонность общества находиться на грани мистицизма, извращенного мессианства; поэтому появляется тайное общество героев, которых объединяет только игра в кости — в этом можно увидеть отсылку как к «42» Дугласа Адамса (которая, вероятно, не была известна Сорокину в то время), так и к «Броску костей» Малларме. Такие тайные общества, более структурированные (хотя меньше впечатляющие), появятся и в поздних работах Сорокина: «Голубом сале», «Ледяной трилогии» и некоторых главах «Теллурии».
    Необычайно высокий уровень жестокости и извращенности в «Сердцах четырех» Александра Сорокина — самый очевидный пример воплощения телесности в метафоре, о которой говорит исследователь Марк Липовецкий. Поджирание нормы в одноименном романе — это конкретизация выражения «жрать говно» (которое, возможно, редко употребляется буквально). Точно так же в «Сердцах четырех» дикая сцена изнасилования проводницы через отверстие в черепе является олицетворением выражения «ебать мозги»: Сорокина здесь интересует взрывной и опасный потенциал языка, который появился после 1991 года. Обычно на все обвинения в аморальности Сорокин отвечает, что его персонажи — всего лишь «буквы на бумаге», они не живые люди, и он с удовольствием деформирует их, рассматривая, что можно с ними сделать. На эту чисто эстетическую программу ответом стали поздние романы Виктора Пелевина, где постоянно подчеркивается ответственность автора или хотя бы неотделимая связь автора с его созданными персонажами; поздний Сорокин, остаясь экспериментатором, также отходит от этой программы: его новые произведения все более «ангажированы», все сильнее отражают шизореальность, хотя и стремятся опережать ее.
    Сами сердца «четырех» все еще сохраняют преемственность с карнализацией, которая нам знакома из «Нормы». Ведь «Сердца четырех» — это советская кинокомедия, и Сорокин, с интересом обращая внимание на пафос названия, не устоял перед искушением написать о реальных сердцах четырех реальных людей, с которыми происходит метаморфоза в конце романа. Но «Сердца четырех», вероятно, более свободны, чем «Теллурия» и «Манарага»: все ужасы, с которыми сталкиваются герои, совершаются ради какого-то глубоко прочувствованного и осмысленного поступка, но этот поступок находится за пределами человеческой сферы, и поэтому нам он не подвластен, а зверства, совершаемые ими, скрывают истинную мотивацию от нас. «Сердца четырех», вместе с несколькими рассказами из «Пира», — это Сорокин на грани «ради самого себя». Что там на самом деле происходит — не наше дело; наше дело — трепетать от ужаса и наслаждаться писательским воображением, если у нас хватит сил на это.

    - Окт 07, 2023 | Ответить

  2. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Лев Оборин верно вспомнил про буквализацию метафор или фразеологизмов, но если бы Владимир Сорокин просто хотел показать примеры буквализации речевых оборотов, то это был бы не роман, а просто таблица, в которой в одной колонке было бы перечислено то или иное речевое выражение или метафора, а в другой — пример их возможной буквализации. У Сорокина, как у московского романтического концептуалиста, эта форма найдет свое органичное место. Однако он все же создал роман, точнее повесть, в которой прослеживается одна основная линия сюжета: передвижение группы из четырех людей из одной точки в другую. Почему они движутся в эту точку, для чего, почему им не хочется оставаться на месте — об этом мы можем только догадываться. Но одно можно сказать точно: если бы они просто лежали и спали, то это было бы совершенно другое событие. Впрочем, возможно, все, что с ними происходит — это чей-то сон. Например, сон Владимира Сорокина. Возникает вопрос: о ком это снится самому Владимиру Сорокину? В соответствии с теорией потенциальности…

    - Окт 07, 2023 | Ответить

  3. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Роман Сердца четырех Сорокина объединяет в себе несколько тем и идей. Главная из них — критика современного общества и проблемы потерянной идентичности. Книга рассказывает историю нескольких персонажей, каждый из которых представляет определенный аспект современной действительности: от деградации и разложения ценностей до искусственной реальности и потери человеческих чувств. Роман объектно описывает жизнь в пост-советской России и показывает, как эволюционировало общество после распада СССР. В книге рассматриваются такие темы, как насилие, коррупция, культ потребления, искусственная реальность, поиск своего места в мире, сексуальные девиации и духовное бедствие. Одной из центральных идей книги является потеря человеческой идентичности в современном мире. Герои романа борются с отчуждением, стремясь обрести смысл жизни и свою индивидуальность в условиях массовой культуры и потребительского общества. Автор задает вопросы о роли и значения искусства и литературы в современном мире, о границах между реальностью и вымыслом, о том, какие ценности и идеалы ведут человека и как они влияют на его психологию и судьбу. В целом, роман Сердца четырех является многоплановым и глубоким произведением, которое призывает читателя задуматься над современными проблемами и вызывает множество различных интерпретаций.

    - Ноя 17, 2023 | Ответить


Ответ на вопрос