Welcome Guest. Sign in

2 Answers

Как устроена классическая соната в музыке: таблица, темп, эмоциональный характер, форма?

Asked by: 1 views архитектура

2 Answers

  1. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Классический сонатно-симфонический цикл
    Характерные черты:

    — Гомофонно — гармонический склад (это значит, что один из голосов является мелодией, а другие вторят, подчиняются ему. Этому термину обычно противопоставляют полифонию — многоголосие).
    — Темы внутри каждой части контрастны (не считая старинных форм).
    — Цельное развитие.
    — Все части имеют индивидуальное содержание, форму и скорость (темп).
    — Каждая часть сменяется контрастной.

    Строение
    А теперь стоит подробнее остановиться на строении сонатно-симфонического цикла.
    Прежде всего, каждая партия в нем имеет определенную тональность, настроение и темп. Итак, сколько частей в сонатно-симфоническом цикле? Расположение составляющих не случайно и имеет важное значение. Классификация М. Г. Арановского, российского музыковеда, дает следующий порядок:

    — 1 часть «Человек действующий»;
    — 2 часть «Человек размышляющий»;
    — 3 часть «Человек играющий»
    — 4 часть «Человек в обществе»
    — Сонатная форма

    Как было сказано выше, обычно только одна часть (зачастую первая) создается в форме сонаты — самой высшей музыкальной формы, по мнению большинства музыкантов. Именно сонатная форма позволяет автору описать сложные жизненные ситуации и события. Если рассматривать, какая часть сонатно-симфонического цикла является определяющей, то это, вероятно, будет непосредственно часть, написанная в сонатной форме.
    Говоря о сонате, можно провести аналогию с драмой. В обоих случаях это литературные произведения, которые предназначены для театральной постановки. Они строятся по следующей схеме: завязка (знакомство с героями, зарождение основного конфликта), развитие (события, которые глубже раскрывают личности героев и изменяют их) и развязка (разрешение главного конфликта и результат, к которому приходят герои).
    Система сонатной формы, от которой исходит основная структура сонатно-симфонического цикла, включает в себя следующие элементы:
    — Экспозиция, в которой представлены основные темы музыкального произведения;
    — Разработка, которая состоит в развитии уже известных тем и их изменении;
    — Реприза, которая представляет собой возвращение исходных тем в измененной форме.
    Сонатная форма находит применение в различных жанрах и произведениях, таких как:
    — Первая часть или финал концертов, сонат и симфоний;
    — Симфонические пьесы или увертюры;
    — Хоровые произведения, хотя это встречается достаточно редко.
    Экспозиция включает в себя несколько компонентов: главную партию (основная мелодическая линия, обычно написанная в основной тональности), связующую партию (для объединения главной и второстепенной партий и создания перехода между тональностями), второстепенную партию (тема, которая противопоставляется главной и обычно написана в тональности V ступени, то есть доминанте для мажорной или III ступени для минорной тональности) и завершающую партию (завершающий элемент экспозиции, обычно подтверждающий тональность второстепенной партии). Следует отметить, что завершающая и связующая партии в медленной части сонатно-симфонического цикла не являются самостоятельными, а основаны на музыкальном материале главной и второстепенной тем и не влияют на развитие идеи. Однако это нестрогое правило, и его можно изменять в зависимости от творческого задания композитора. Важнее передать суть содержания, а не придерживаться всех формальных музыкальных закономерностей. Примером этого может служить творчество В. А. Моцарта (сонаты №11 и №14).
    Разработка.
    В данной части работы возможно несколько сценариев развития произведения. Но использование только главной и побочной партий для достижения художественных целей не всегда позволяет придерживаться всех музыкальных стандартов. Приведу несколько примеров музыкальных произведений с наиболее простой разработкой: соната №37 Йозефа Гайдна, симфония №1 Сергея Прокофьева. Иногда вступление в произведении сонатной формы играет особую роль, контролируя скорость развития, например, в пятой симфонии и восьмой сонате Людвига ван Бетховена, а также восьмой симфонии Франца Шуберта. В сонатах XX века можно отметить активное развитие тем в разработке, как например, вторая соната Сергея Прокофьева и «Соната-фантазия» Николая Метнера. Концепция автора может предусматривать следующие варианты развития: дальнейшее развитие главной и побочной партий, появление новой темы, вызревание связующей и заключительной партий.
    Реприза. В этой части задачей является возвращение к темам экспозиции и передача основной тональности побочной темы, а не доминантной. Однако, возможны небольшие отклонения. Реприза может либо продолжить развитие средней части, либо внезапно появиться на пике кульминации, как, например, в симфонии №4 П. И. Чайковского.
    Также существуют музыкальные произведения в сонатной форме, которые не заканчиваются на репризе, а имеют дополнительную часть под названием «кода». Код является заключительным разделом, который звучит после репризы и помогает завершить и расширить структуру формы. Код может содержать как общие темы из предыдущих частей, так и быть фокусированным только на одной основной теме, которую композитор считает наиболее важной в драматургии произведения (например, И. Брамс, рапсодия си минор; В. А. Моцарт, соната №14).
    Анализируя структуру сонатной формы, важно определить основные музыкальные темы и тональности, в которых они представлены. Также стоит обратить внимание на частоту их появления и способ взаимодействия в произведении.
    Интересно отметить, что сонатная форма чаще всего используется для сольных инструментов. Однако симфония может быть преобразована в различные смешанные жанры, используя другие музыкальные формы, такие как:

    — симфония-фантазия;
    — симфония-сюита;
    — симфония-поэма;
    — симфония-кантата.

    Трехчастная форма
    Какие жанры используют структуру сонатно-симфонического цикла? Трехчастная форма также относится к этим жанрам и имеет несколько вариантов:
    Простая трехчастная форма — это структура, состоящая из трех разделов: a — b — a. Первая часть (a) представляет собой основную тему, выраженную в форме периода. Средний раздел (b) служит для развития этой темы или появления новой, схожей с ней. Третья часть (a) повторяет первую часть музыкально. Это повторение может быть точным, продолжительностью или с некоторыми изменениями.
    Сложная трехчастная форма представляет собой структуру A — B — A. Первая часть (A) создается в простой форме, которая может состоять из одной или двух частей (ab или aba). Средняя часть (B) представляет собой трио. Реприза (A) может точно повторять первую часть, быть измененной или динамичной.

    - Янв 17, 2024 | Ответить

  2. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Классическая соната имеет следующую структуру: введение (экспозиция), развитие, рекапитуляция и заключение (кода). В экспозиции представляются главные музыкальные темы, которые затем развиваются в разделе развития. Рекапитуляция повторяет основные идеи из экспозиции, но часто в другой тональности. Заключение, или кода, завершает произведение. Темп и характер сонаты могут быть различными и зависят от конкретного произведения. Например, может быть быстрый и яркий первый отрезок, спокойный и меланхоличный второй, и энергичный и радостный завершающий. Однако, это может варьироваться в зависимости от музыкального произведения и композитора. Форма классической сонаты — это сонатная форма. Это означает, что произведение строится на основе различных секций, каждая из которых имеет свои уникальные мелодии и гармонии. В классической сонате используется бинарная форма, трёхчастная форма, соната с различными сонатными компонентами, фугативная форма и другие.

    - Фев 16, 2024 | Ответить


Answer Question