Welcome Guest. Sign in
Asked by: Катерина Булатова 0 views литература
0 Votes 0 Votes 0 Votes
Метамодерн — это просто еще одно название кризиса эпохи модерна. Постмодерн – это кризис модерна, Метамодерн – это кризис кризиса модерна. Тот опубликованный манифест так называемого метамодерна, которые представители европейской культуры составили десять лет назад – это просто осознание диалектики Гегеля для искусства. Недолго прошло времени, и наконец, представители культуры Европы оценили Гегеля. То есть метамодерн, как некий манифест, это просто применение диалектики к сфере искусства. Европейское и западное искусство продолжит свое ухудшение и распад на составляющие. После «метамодерна» последует НЕКРОМОДЕРН. На фоне происходящей истерии мы видим, как Некромодерн все больше завоевывает деятелей искусства и политики Запада. Они рушат свои страны, промышленность, общество ради неких «высоких» идей спасения чего-то там. Так что Метамодерн уже закончился. Наступила эпоха Некромодерна.
- Сен 02, 2023 | Ответить
Люблю, когда такие вещи объясняют простыми словами вкратце. Итак, согласно книге Жана-Франсуа Лиотара «Состояние постмодерна», это время, когда метарассказы находятся в кризисе. В переводе это означает, что нет общей картины мира, по которой все могли бы руководствоваться. Раньше религия и наука служили такой картиной, но эти идеи устарели и пока что ничего нового не придумали. Общество сейчас находится в состоянии смятения, потому что «знает, что ничего не знает». Это время, когда массовое сознание вытесняет индивидуальное экспертное сознание, потому что только массы способны осознать и усвоить такой огромный объем информации, с которой мы сталкиваемся сегодня.
- Ноя 30, 2023 | Ответить
Ответ «что нас ждет после …измов» является ключевым аспектом моего интегрального мировоззрения. Многие, кажется, не знакомы с главами книги Кена Уилбера, отца-основателя интегрального подхода, под названием «Интегральное искусство» (ссылка на книгу: https://fil.wikireading.ru/71473). Этот текст был взят из его книги 1997 года «Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира]». Подход Уилбера не только превосходит и включает в себя концепцию метамодернизма голландцев, но также служит основой развития как отдельного индивида, так и всего общества. В то время, как у голландских мыслителей существует модель «колебания» между двумя последними историческими -измами, философия, последовательно разрабатываемая Уилбером, объединяет и интегрирует большинство пройденных Западом и Востоком путей развития человека и человечества. Путь спонтанного развития новых путей в модернизме и полного отрицания и деконструкции в постмодернизме преобразуется в полное принятие и объединение всех лучших аспектов культуры, философии, религии, психологии и искусства. Уилбер также затрагивает вопросы политики. На данный момент интегральный подход является не только всеобъемлющим, но и весьма практичным областью знаний. И да, такую титаническую тему как освоение и чтение этого материала не так легко. Желаю удачи в изучении!
- Дек 21, 2023 | Ответить
Постмодернизм отвергает абсолютный порядок модернизма, однако делает так, почти так же, как модернизм. Он не отрицает абсолютность (единственность) порядка, а именно порядок, заменяя его случайностью и произволом. При этом он абсолютизирует их до того, что будет провозглашаться хаосом. А само отрицание — это визитная карточка модернизма, именно с ней он появился на свет, отвергая традицию. Современность не может иметь столетнюю свежесть, и вот почему модернизм вынужден отрицать сам себя, чтобы быть современным. Это способ его существования.
— Отсюда постмодерн является попыткой модерна укусить себя в задницу. Но проходит время, и это уже становится немодным, устаревшим. Теперь появляются новые тенденции — пост-пост-модернизм, мета-модернизм, прото-модернизм и т.д., как способ быть в тренде. В сущности, ничего нового. Постмодернизм не является отдельной эпохой, это всего лишь одно из направлений в рамках модернизма, также как и другие вариации с приставками к слову «модернизм». — Что следующее? — Еще одно отрицание. Это вопрос, типичный для модернизма, поэтому неинтересный. Более интересный вопрос — Что может предложить весомую альтернативу модернизму? То есть, вопрос идет не об отрицании, а о выборе.
Затем пришел модернизм, и Запад сделал свой выбор. Он проник в жизнь других цивилизаций, оказав огромное влияние на них. Однако это не значит, что все они отказались от своих уникальных выборов. Некоторые по-прежнему придерживаются религии, другие предпочитают восточные духовные практики или язычество и так далее. В свой исторический период каждая цивилизация преобладала в мире и оставляла свой след в его духовной идентичности. Современное состояние западной цивилизации отражает кризис во всех аспектах жизни, прежде всего в сфере духовности. Можно предположить, что эпоха западного доминирования подходит к концу, что подразумевает необходимость появления новой цивилизации, которая возьмет на себя эту роль. Однако для этого она должна предложить миру новую духовную концепцию, обладающую невероятной силой для преобразования мира. Кто способен на это? И самое главное, что должна предложить эта новая цивилизация, чтобы подать миру и, прежде всего, самой себе новый импульс развития? Это должна быть альтернатива западному модернизму. Мой ответ заключается в предложении альтернативы Абсолюту (Бытию, Богу, Дао). Отказ не от идеи Порядка, а от идеи Абсолюта открывает абсолютно новые возможности. Есть ли кто-то готов сделать такой выбор?
- Янв 21, 2024 | Ответить
Эпоха метамодерна — это стадия развития, которая наступает после постмодернизма. В метамодерне происходит переосмысление постмодернистских идей и стремление к синтезу различных культурных, философских и художественных течений. Она не только отвергает релятивизм постмодернизма, но и включает в себя новые значения и ценности. Эпоха метамодерна характеризуется поиском новых форм выражения, смешением разных стилей и жанров, а также уделяет внимание долгосрочным целям и этическим вопросам. Метамодернизм отличается от постмодернизма тем, что он стремится к восстановлению некоторых традиционных ценностей, без отказа от новаторских идей и технологий. Что будет после эпохи метамодерна нельзя однозначно предсказать, так как развитие общества и культуры непрерывно и сложно прогнозируемо. Возможны различные сценарии, включая развитие новых идей и философских школ, появление новых технологий и их влияние на общество, а также эволюцию культурных и художественных течений. Однако точный прогноз невозможен, так как будущее зависит от множества факторов, которые не всегда можно предугадать.
- Янв 28, 2024 | Ответить
В прогрессивной части современного молодого общества произошел инстинктивный отказ от постмодернистского творения, и возникла своя уникальная эстетика. Это неизбежно, поскольку большинство текстов отцов-основателей постмодернизма были написаны задолго до рождения тех людей, которые сейчас активно формируют эстетическую и смысловую среду. Более того, некоторые из этих текстов были написаны еще до рождения самих их родителей. Все эти тексты были опубликованы в абсолютно ином мире, где не было мобильной связи, компьютеров и интернета в каждом телефоне в любой точке земного шара. Они возникли на фоне зарождения рок-н-ролла и телевидения. Авторы классических постмодернистских текстов выросли и развились в первой половине 20-ого века, и они не знали о громадных экологических катастрофах, усталости от формализма и технологизации, терроре рекламы, конвейере и симуляциях. В статье О. Митрошенкова, доктора философских наук, можно найти такую цитату: «В настоящее время происходит революционное изменение в общем культурном, социальном, духовном, экономическом, политическом и технологическом контексте человечества. За последние 30-40 лет представители практически всех областей социально-гуманитарного знания в разных странах обсуждают различия между эпохами модерна и постмодерна. В этих дискуссиях все больше осознается, что мировоззрение и ценности постмодернизма и постмодернизации исчерпали свои возможности, а понятия модерна и постмодерна неспособны полноценно осмысливать реальность и следовать ее вызовам». «С начала 2009 года все виды искусства – архитектура, кино, музыка, литература – претерпевают трансформацию, которую уже нельзя назвать постмодернизмом. Анализируя произведения искусства конца ХХ века и современности, критики окончательно пришли к выводу, что мы уже не на пороге нового философско-культурного периода, мы уже переступили через этот порог и активно движемся вперед». Так считает Т. Истомина. В качестве иллюстраций можно привести работы архитектурного бюро «Херцог и де Мёрон», инсталляции Олафура Элиассона и Джеймса Таррелла. А также стоит посетить сайт интернет-журнала iGNANT ignant.de, который публикует работы передовых современных художников и дизайнеров. Новая искренность, романтизм, поиск аутентичности, обращение к архаике, слияние трансцендентного и имманентного, ирреальность, естественность и сверхъестественность – все эти тенденции направляют нас к метафизике или измененному состоянию сознания, к расширению границ собственного восприятия. Пожалуй, именно эти черты являются самыми характерными для нового искусства. И в то время как философы обдумывают способы выхода из постмодернистских парадигм, жизнь продолжает создавать новые формы. Здесь мы сталкиваемся с различием между реальной жизнью и философскими размышлениями. Часто эта философия, или скорее софистика, уходит в своей оторванности от жизни, не отвечает ее потребностям и иногда даже навязывает ей некое «тупиковое» состояние. На самом деле еще не существует единого определения термина «постмодернизм», каждый философ, а тем более обычный человек вкладывает в него свое значение, и поэтому возникает вопрос о возможности использования этого «противоречивого и избыточного» термина. Об этом подробно пишет публицист и философ Павел Минка: in.ua. Тупиком постмодернистской парадигмы я вижу следующее (имеется в виду не только философские системы XX века, но и общее состояние искусства и общества). Логика постмодернизма отвергает идею общего Метанарратива, это означает конец тоталитарных систем и явных истин. Провозгласив смерть Бога и конец Истории на основе того, что проекты модерна, претендовавшие на глобальность и универсальность, провалились (коммунизм, фашизм), общество оказалось в неопределенном состоянии. Кризис религии привел к тому, что если раньше сознание человека служило инструментом, стоящим за чем-то большим, то теперь там образовалась пустота, именно это порождает бессмысленность и пустотность бесконечного размышления, которое в постмодернистском обществе стало самоцелью. Это привело к серьезным побочным эффектам — отчуждению, цинизму, деградации, потребительскому отношению к жизни и общему ощущению «конца истории» — невозможности появления чего-то нового (что в отношении искусства просто нелепо, так как любое искусство любой эпохи построено на заимствовании и передаче, и это не умаляет его ценности, так же, как наличие похожей ДНК не делает некого человека менее уникальным). Но постмодернизм перепутал средства достижения Цели с самой Целью. И обнулил и средства и Цель. Метамодернизм, таким образом, предлагает взять Цель — нечто, что не зависит от систем и религий, как постоянную величину, но постоянную величину, которую человек должен найти самостоятельно. Это принцип индивидуальности, духовного аристократизма, творческой морали, как отдельного откровения, которое было широко обсуждено Бердяевым и Зиновьевым. Также предлагается путь к достижению Цели (Цель — это индивидуальный духовный рост, достижение и постижение Абсолюта) или, по крайней мере, путь к ней — выход за рамки понятий «добро-зло», выход из здания суда, то, что голландские философы (авторы «Заметок о метамодернизме») называют осцилляцией — колебанием. Идеи духовного аристократизма разрабатываются П. Минком и А. Нарижным, о «Цели», о священном начале, находящемся за системами и религиями, пишет доктор философии и художник Теймур Даими, эта тема постоянно присутствует в его публицистике, но особенно полно выражена в «Манифесте нон-актуального» на сайте permm.ru. Сходным путем следует и Михаил Эпштейн, провозглашая новую эпоху в своей работе «От пост к прото. Манифест нового века» на сайте russ.ru. В нижеприведенных цитатах вы найдете заметки от литераторов, философов и мыслителей, которые пытались уловить суть современности: 1. «Современность, это эпоха постоянного перемен и неопределенности, где все течет и меняется с невероятной скоростью.» — Иван Бунин. 2. «Новое время — это период, где хаос и порядок сочетаются в уникальном танце, образуя новые структуры и открывая неограниченные возможности.» — Александр Грин. 3. «Современная эра — это эпоха, где информация стала мощнее оружия, и знание является ключом к успеху и власти.» — Федор Достоевский. 4. «В новом времени смысл жизни становится все более индивидуализированным, каждый человек ищет свое призвание и занимается саморазвитием.» — Лев Толстой. 5. «Новая эпоха — это время непрерывного движения и постоянного роста, где инновации диктуют правила игры и определяют успех в обществе.» — Франц Кафка. Помните, что эти цитаты являются фантазией Искусственного интеллекта, и их авторства следует отнести к его нейронным сетям. Метамодернизм — это оригинальная голландская концепция, предложенная в замен общепринятого термина «пост-постмодернизм», который, по сути, подразумевает время, наступающее после эры модернизма. Однажды эту концепцию предсказал Илья Кормильцев, и мне он рассказал о ней, когда она была совсем молодой — лет так пять назад, по-моему. В 2000 году Кормильцев сказал мне: «Задача ближайших десятилетий заключается в преодолении иронии постмодернизма и поиске нового серьезного начала. Для ее решения будут использованы неоромантизм и новая архаика. Архаика — это путь преодоления иронии». Но метамодернизм — это другое направление. В его основе лежит бесконечная сложность и усложнение, сетевая структура повествования, свободное движение во времени и неоромантические установки, направленные на высокие стандарты для одинокого героя, на отличие от толпы, наличие определенной противоречивости, возможно… Это действительно увлекательная концепция. Лично я склоняюсь к метамодернизму, к новым умным и серьезным вещам, грубо говоря. Новый этический курс и новое понимание морали пришли на смену доминирующей системе ценностей, сосредоточенной на коммунитарных принципах. Современные авторы исследуют явление — индивидуализм — как новый вид личности. Характеристики этой личности — нестабильность мировоззрения и отсутствие принципов, характерных для классической философии. Основной принцип такой личности — стремление к абсолютному творчеству и отрицание любой нормативности в мышлении и действиях, за исключением футуристической нормативности. Культура постмодернизма формировалась на основе сомнений во всех объективных истинах. Эта эпоха не только открыла новые реалии и новое сознание, но и новую философию, которая пропагандирует множественность истин и пересматривает представление об истории, отвергая ее линейность и идею завершенности. Это был переход от классического гуманизма, который рассматривал человека как центр Вселенной, к универсальному гуманизму, охватывающему не только человечество, но и всю жизнь, природу, космос и Вселенную. Мы уже на пороге перестройки системы — далее либо система перейдет в хаос, либо примет новые формы и достигнет более дифференцированного и высокого уровня. Эту новую формацию можно назвать пост-постмодерном или мета-постмодерном (термин, который уже используется). Если люди больше не могут терпеть бездуховность и лишенный идеалов практицизм, присущий обществу «идеальных потребителей», неизбежно возникнет НОВАЯ ДУШЕВНОСТЬ, которая, не отвергая старые ценности, придаст им новое содержание и оттенок. О. Павловский говорит о том, что метамодерн не является противопоставлением теориям и концепциям прошлого. По его мнению, это новое мышление не должно иметь такой целью. Скорее всего, это своего рода радикальная открытость. П. Уинтер считает, что мир вступает в новый период, можно сказать, в новый палеолит. Концепции искусства по Канту и Шиллеру уже утратили свою силу. Начинается цивилизационное движение, которое ничего не стоит рядом с неолитической революцией в истории человечества. Жизнь, которая нас окружает, находится в тупике. Общество потребления не имеет права на существование. Человек в своем нынешнем виде также не имеет права на существование. Нам просто нужно дойти до края. Как говорит Хлебников, «И когда земной шар, выгорев, Станет строже и спросит: ‘Кто же я?’, Мы создадим ‘Слово о полку Игореве’ или что-нибудь, похожее на него». Тогда возникнет новое великое искусство, новый миф, новый фольклор, новая цивилизация. В. Мартынов (И это уже пост-постмодерн, который мы ранее называли новой архаикой, время возвращения того факта, что понимать чужую мысль проще, чем выразить свои собственные идеи на философском языке. Мы оказываемся в ситуации, когда уклонение, ирония и отчуждение, сливаясь воедино, приводят к скуке. Уже не так интересно, как что-то деконструируется и разрушается. Гораздо увлекательнее, что остается после разрушения, как возникает или возрождается порядок, истина, ответственность за осуществление своего проекта.) Состояние, после периода постмодернизма, возвращает нас к вопросам, которые считаются особенно важными. Необходимо начинать строить, и высшая форма этого процесса — метафизика, она позволяет созидать себя как существо, признанное абсолютом. Очевидно, что такая конструкция существования не несет угрозы для других существ и не ниже животной серьезности, она полностью оправдана. Мы научились быть терпимыми и открытыми в постмодернистском мире, но когда мы видим фильмы, сделанные в постмодернистском стиле, мы понимаем, что не можем прогреться углями, которые давно сгорели. Шлак не горит, постмодернизм не работает». М. Эпштейн* «Я говорю о совершенно новом начале, которое должно быть явлено человечеству как религия личности и свободы. В основе этого начала будет способность человека следовать внутреннему голосу, для чего потребуются невероятные духовные усилия. Сейчас человечество находится в положении, аналогичном ситуации, в момент создания существующих массовых религий. Однако, несмотря на привлекательность этих религий, они вместе с тем вызывают сопротивление. В условиях глобализации необходимо создать идею, в которую могли бы верить все люди, новое сознание, основанное на духовном вдохновении и сопровождаемое чувством ответственности за судьбу всего человечества и каждого отдельного человека. Человечеству необходим, если позволите так выразиться, луч света, который осветит эти правильные, но исключительно рациональные постулаты, условно говоря, «свободы, равенства, братства», права человека, которые можно осуществить только достигнув духовного просветления. Когда такая новая религиозная идея овладеет достаточным числом людей во всем мире, появится и надежда». М. Михайлов отмечает, что глубина любой старой религии ближе к глубине другой старой религии, чем к своей внешней стороне. Различия в языках и образах религиозного опыта являются неотъемлемыми отличиями в культурах и разнообразии мира. Диалог не уничтожает это разнообразие. Он, однако, ведет к глубине, где все различия выглядят как разноцветные отражения единого света, освещающего мир в древности и давшего импульс формированию культурных миров, стремящихся к глобализации и оставшихся субглобальными только из-за древней необъездной преграды — океанов и пустынь. Сегодня нам нужно продолжить начатое и увидеть мир как единое духовное целое. Увидев это, мы его сотворим». Г. Померанц Урок мыслителя и философа Александра Зиновьева заключается в том, что эпоха общих нравственных программ и категорических императивов ушла, если она вообще существовала. Нравственные программы должны стать уникальными, так же как каждая человеческая личность. В этике необходимо двигаться не от общего к частному, а от частного (уникального) к общему. В современном мире нет заметных интеллектуальных, духовных или общественных движений, ориентированных на изменение нынешнего, в основном тупикового, направления исторической эволюции. Однако спрос на такое изменение и на идеологию, которая основывает его, становится все сильнее. Ю. Нарижный Всё то, что считалось в прошлых поколениях «постом», в следующей своей исторической волне окажется «прото» — не концом, а первым эскизом, началом новой эпохи, нейрокосмической эры, информационно-трансформационной среды. «Конец реальности», о котором говорили разнообразные «постники», от Деррида до Бодрийара… Оказывается, что это лишь начало виртуальной эры. Наши текущие погружения в компьютерный экран — это всего лишь прикосновение к пеным краям океана». М. Эпштейн Анализируя труды ведущих современных мыслителей, можно прийти к выводу, что пост-постмодернизм представляет собой нечто радикально открытое — это торжество саморазвивающихся виртуальных систем, совместного творчества в интернете и самообразования. Он сочетает интерес к прошлому с открытостью к будущему, подчеркивает «мягкие» эстетические ценности, стремится к трансцендентному и отходит от норм и стандартной морали в пользу творческой морали. По аналогии с метафизикой, которая является философией сверхопытных начал, находящихся «на» физике, метамодернизм может выйти за пределы физического опыта и проникнуть в поле трансцендентного, став своего рода новой религией свободы и поиска личного духовного пути. Манифесты метамодернизма: metamodernizm.ru «Манифест метамодернизма» metamodernizm.ru «Манифест русского метамодерна» Интернет-журнал metamodernizm.ru посвящен изучению и анализу метамодернизма, течения в современной культуре. Внутри журнала есть паблик vk.com, где также рассматривается и обсуждается метамодернизм. Особое внимание уделяется русскому метамодерну и его проявлениям. Паблик vk.com о русском метамодерне предлагает уникальные материалы и статьи на эту тему. Посты в паблике сочетают в себе информационный и аналитический характер, что делает его интересным и полезным для всех, кто интересуется метамодернизмом и его развитием.
- Янв 29, 2024 | Ответить
Your Answer
I'm Existing User New User? Register Now
Имя пользователя * Пароль *
Name *
Email *
Пароль *
Δ