Welcome Guest. Sign in

2 Ответов

Каково значение понятия Хатун в гареме и какие задачи она выполняет?

Спросил: 0 просмотров история

2 Ответов

  1. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    О полной иерархии женщин, проживавших в гареме Османской империи в Средние века, имеют полное представление только узкие специалисты. Могу рассказать о возможных статусах в гареме 16-18 веков и описать их характеристики.
    Давайте начнем с описания статуса «Хатун». В гареме, для обращения к женщине со статусом от «джарийе» до «хазнедар», принято было добавлять слово «Хатун». Например: Айше Хатун. Обращение «Хатун» использовалось в отношении простых женщин гарема.
    Более уважительное обращение было традиционно использовано по отношению к женщинам со статусом «Султан». При обращении к таким женщинам всегда добавляли слово «Султан». Например: Хюррем Султан.
    Теперь давайте рассмотрим возможные статусы и иерархию женщин в гареме султана. На самом низком уровне иерархии находился статус «Джарийе», который в ханском гареме назывался «бикеч». Каждая девушка, попадая в гарем, получала этот статус в начале своего пребывания. Стоит отметить, что большинство девушек никогда не повышали свой статус, даже проживая в гареме многие годы. Статус «Джарийе» относился к простым рабыням-наложницам, которые служили в гареме султана и получали минимальное жалованье.
    Наложницы со статусом «Джарийе» не имели возможности поддерживать близкие отношения со своим повелителем и не имели никаких полномочий или прав. Их задачей было уборка помещений во дворце, обслуживание высокопоставленных гарема и выполнение мелких поручений. Начальное обучение «Джарийе» проводилось в гареме и длилось два или четыре года, в зависимости от возраста рабынь при попадании в гарем. На курсах наложниц обучали основам, таким как письмо на османском языке и прикладные дисциплины, например, вышивание или игра на инструменте. Таким женщинам даже не требовалось быть мусульманками, хотя более поздние «Джарийе» часто принимали ислам.
    Изложенная иерархия наложниц имеет свои особенности и множество нюансов. Надеюсь, что данное описание поможет вам понять структуру иерархии женщин в османском гареме султана в 16-18 веках.
    Калфами называли служанок, которые состояли в обслуживающем персонале дворца. Они чаще всего представляли собой бывших джарий, прошедших через основное и дополнительное обучение, необходимое для получения данного статуса. Отличительной особенностью калф было то, что они занимались профессиональным обслуживанием привилегированных лиц и уборкой помещений, а не рассматривали это как дополнительное занятие. Калфам выплачивалось повышенное жалованье, но, несмотря на такой статус, они не поддавались интимным отношениям с султаном. После того, как калфы отслужили десять лет в гареме, они и джарии имели возможность выйти замуж, если такое желание было у них. Обычно их мужьями становились успешные люди, и они могли рассчитывать на устроенную жизнь. Существовали также калфы трех разрядов — младшие, средние и старшие, в зависимости от продолжительности их службы.
    Кроме этого, ими проводилось обучение джарийе, а руководили они только девушками такого статуса. Абсолютно очевидная степень силы была имущество у главной калфы. В дворцовом направлении был именно один пункт Унгер-калфы, и приобрести его стало громадной трудностью. И, еще более, было очень трудно получить позицию Хазнедар.
    Уста — этот статус могли присвоить джарийе, которая прилежно завершила весь период обучения, и на определенном этапе своего пребывания в гареме ей следовало стать примерной наложницей, не подчиняющейся в то же время калфой, исполняющей служебные обязанности. Уста получала повышенное жалование, что делало ее более талантливой и привлекательной по сравнению с новоприбывшими рабынями, которые еще ничего не умели. Такие выдающиеся по боевому и политическому… Носительницы статуса Уста могли претендовать на право интимных отношений с султаном. И только они имели возможность продвигаться по служебной лестнице вперед.

    — Одалык — это следующая ступень после обычных рабынь.
    — Одалык отличается от наложниц прежде всего своей меньшей удачей в интимной связи с Султаном, и это если она вообще была.
    — Одалык следовали проживать в гареме на полном обеспечении, и у них было повышенное жалованье по сравнению с обычной наложницей.
    — Они были великолепны, но неудачницы…
    — Потом их отправляли замуж, если они не совершали серьезных ошибок. Но каждая из наложниц могла совершить такую ошибку.
    — Естественно, современное слово «одалиска» имеет корни именно в этом статусе.

    Пейк — это разновидность наложницы, которая сумела приблизиться к и стать помощницей обладателя одного из самых престижных титулов. Она является доверенным лицом Хасеки, Валиде или Султанши в гареме. Эти женщины являлись их спутницами и советницами. За их услуги они получали очень щедрое жалованье, даже большее, чем опытные калфы. Пейки были обязаны проявлять уважение к другим наложницам. Это был очень престижный статус, почти максимальная иерархия в гареме, которую могла достичь обычная наложница, не устанавливающая половых отношений с Султаном. Выше стояли только Хазнедары.

    — Гёзде ​​- это первый серьезный статус, который рабыня могла достичь, имея отношения с султаном.
    — По большей части она была устой (отличница по боевой и политической области), прежде чем стать гёзде.
    — После этого она становилась фавориткой султана и ей не поручали дела, которыми занимались другие наложницы в гареме.
    — Если у гёзде были продолжающиеся отношения с султаном, то она могла получить более высокий титул, если султан был благосклонен, или забеременеть.
    — У гёзде ​​было две служанки и отдельная комната для каждой. Ее жалование увеличивалось, и она получала множество подарков от Султана.
    — Статус гёзде ​​стремился получить каждая наложница, чтобы оказаться на вершине иерархии гарема, но только единицы смогли это достичь.
    — Однако даже с гёзде ​​никому не гарантировалась безоблачная жизнь.

    Икбал — это уже настоящая любимица султана, которая долгое время пользовалась его благосклонностью и проводила с ним ночи. Такой статус присваивали гёзде, которые забеременели от Султана, но еще не родили. Они пользовались большим уважением, но если они потеряли ребенка, им больше не давали возможности остаться в гареме. Их могли перевести в одалык, поэтому беременным нужно было быть очень осторожными. Чтобы облегчить им условия, их переводили в более просторные и комфортные комнаты. Им служило дважды больше служанок, чем гёзде. Главными титулами женщин в гареме являлись Хазнедар — это статус главного казначея, или, как говорят сегодня, администратора гарема.
    Это была правая рука и основная помощница Хасеки или Валиде. В зависимости от звания действующей управляющей гаремом. Таким образом, только одна женщина могла одновременно иметь такой статус во дворце. Звание «Хазнедар» являлось уникальным, даже беременным фавориткам султана он не принадлежал по статусу. Иногда бывшей калфе удавалось получить должность Хазнедар, если имелась удача, но чаще всего эта должность доставалась девушкам с званием «Одалык» или «Пейк».
    Должность Хазнедар была постоянной, и те, кто ее получали, могли занимать ее до самой смерти. Получение такой должности было единственным способом продолжать работу в гареме даже в старости. Однако приходилось забыть о семейной жизни. Хазнедары имели право отказаться от должности, но тогда они оказывались на более низкой ступени иерархии или уходили на покой. Это звание гарантировало безбедную жизнь, так как оно обеспечивало высокий статус, хорошую зарплату и множество подарков. Хазнедары поддерживали контакт с султанской семьей и могли надеяться на обеспеченную жизнь после ухода из дворца. Хазнедар могла потерять свой статус султаном или главой гарема, если она допускала серьезные ошибки. В таком случае на ее место приходила более подходящая кандидатура. Судьба уволенной Хазнедар была неизвестна, это был редкий случай. Однако бывали ситуации, когда бывшая Хазнедар вновь получала свою должность.
    Кадын — это название, которое было дано бывшей икбал, принесшей правителю дочь. Иногда этим титулом наделялись бывшие госпожи, султанши, которые потеряли свое звание из-за отсутствия мужских наследников, но у которых была дочь или внучка текущего Падишаха. Султан (Госпожа или Султанша) считался одним из самых высоких титулов, который мог быть присвоен женщине в Османской империи. Перед тем как Сулейман стал султаном, этот титул считался вторым по степени важности среди женских титулов после Валиде. Этот титул мог быть присвоен бывшей икбал, родившей сына, и по умолчанию его получали все дочери текущего султана. По одной версии, сестры и дочери султана обладали этим титулом с рождения, однако после замужества они его теряли. Но это утверждение не соответствует действительности. Даже после замужества, если у текущего султана не было возражений, сестры и дочери султана все равно сохраняли свой титул. Чаще всего так и происходило. Однако у сестер и дочерей султана не было возможности получить более высокий титул, в то время как наложница, родившая сына султану, имела шанс стать Валиде или Хасеки по своему статусу. Таким образом, женщины, рожденные с титулом Султан, не занимались официальным управлением гарема, тогда как наложницы, достигшие высшей должности, управляли гаремом. Единственным исключением была Михримах Султан, которая возглавляла гарем своего отца — Сулеймана — с 1558 по 1566 год. В 18 веке Османская империя претерпела реформу, и всем женщинам гарема было запрещено использовать этот титул и аналогичную приставку к своим именам. Таким образом, титул Султан, относящийся к женщинам, был вообще упразднен.
    Хасеки — это второй по старшинству титул в Османской империи после Валиде. В 1521 году он был введен Султаном Сулейманом для своей законной жены Хюррем Султан. Дочерям и сестрам Падишахов не разрешалось получать этот титул, а их положение в гареме было ниже. Хасеки получала около 30 тысяч акче в месяц. Этот титул был уникален и не мог быть лишен ни при каких обстоятельствах, независимо от пола наследников, количества детей, возраста обладательницы и ее местонахождения. Он не мог быть утрачен даже в случае смены султана или других изменений в династии. В течение первых 150 лет существования этого титула в гареме всегда была только одна Хасеки. Только в конце 18 века несколько наложниц смогли получить этот титул от султана, поэтому его обладательницы стали менее влиятельными и имели меньше возможностей. Хасеки получали лучшие ткани, меха и драгоценности, а их покои чаще всего находились рядом с покоями Валиде. Кроме того, у них был большой штат прислуги, и они получали значительную зарплату. Например, хасеки Мурада III Сафие получала 100 акче в день. При смерти султана Хасеки продолжали получать выплаты из казны. Известные Хасеки в разные времена: Гюльнуш Султан, Телли Хасеки, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан, Хюррем Султан.
    Валиде (Валиде Султан) — в Османской империи не существовало более высокого звания для женщины. Первым этот титул был присвоен Айше Хафсе Султан, матери Сулеймана Великолепного. Такое звание наложница могла получить только в том случае, если ее сын становился Султаном. Данное звание присваивалось бывшей наложнице на пожизненной основе или до тех пор, пока ее сын был правителем. Валиде отвечала за управление гаремом. Она пользовалась большим уважением и влиянием как во дворце, так и за его пределами, активно вмешиваясь в политические дела. Этим званием обладали все великие наложницы знаменитого Женского Султаната. Известные носительницы этого звания включали Турхан Султан, Кёсем Султан, Сафие Султан и Нурбану Султан. Всего в течение османской империи этот титул был присвоен двадцати трем женщинам. Валиде-султаны имели доход с султанских земель в разных частях империи, владели летними и зимними резиденциями, а также получали подарки от османской знати и иностранных государств. Делами валиде-султанов за пределами дворца управляли главы белых и черных евнухов. Валиде-султаны инвестировали значительные средства в фонды, которые они основали в Стамбуле, Мекке, Медине и Иерусалиме. За вакуфами следил глава черных евнухов.
    Гаремом можно было руководить и без необходимости обладать званием Валиде — правительницы гарема. Например, в 16 веке гаремом султана наибольшее время управляла Хасеки Хюррем Султан, которая никогда не была титулованной Валиде (она умерла еще при жизни своего мужа и не успела управлять империей вместе с сыном). Она управляла гаремом Сулеймана в течение двадцати четырех лет. Такая жесткая иерархия способствовала поддержанию дисциплины в гареме, этом женском государстве. Все же, несмотря на это, часто происходили «войны» и «катастрофы» различного масштаба.

    - Ноя 26, 2023 | Ответить

  2. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Хатун в гареме — это жена или наложница османского султана. Она занимает высокое положение в иерархии гарема и имеет влияние на политические и социальные дела. Её обязанности включают уход за детьми, управление домашними делами, участие в церемониях и приёмах, а также возможное участие в принятии решений по важным вопросам. Кроме того, она должна поддерживать и укреплять свою позицию в гареме, конкурируя с другими женщинами за внимание и привилегии султана.

    - Янв 18, 2024 | Ответить


Ответ на вопрос