Welcome Guest. Sign in

3 Ответов

Может ли процесс клерикализации в России привести к тому, что мы окажемся на подобном пути, как в арабских странах, только с православием в качестве государственной религии, а не исламом?

Спросил: 0 просмотров религия

3 Ответов

  1. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Нет. Вне зависимости от того, как развивается клерикализация в России, число верующих, мягко говоря, не увеличивается. А сколько реально воцерквленных, которые считают себя православными, сегодня? Полтора процента? Два процента? Остальные посты не занимают, ходят в церкви раз или два в год, на церковные праздники (которые отмечают алкоголем), не молятся, не причащаются, но если спросить, то носят крестик, знают три-четыре заповеди из десяти (которые исполняют, разве что «не убий»), и думают, что, возможно, Бог существует (поэтому, если возникают проблемы, можно пойти в церковь и поставить свечку, на всякий случай). Большинство верующих — пожилые женщины. Российское общество не так религиозно, как в арабских странах. Я думаю, что даже внедрение православия в школах не исправит эту ситуацию. Скорее наоборот.

    - Ноя 03, 2023 | Ответить

  2. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Вопрос о возможности клерикализации в России и смены госрелигии на православие требует анализа множества факторов. В настоящее время в России есть конституционная гарантия свободы вероисповедания и разделения религии и государства. Хотя в России преобладает православие, многонациональный и многорелигиозный характер общества не способствует доминированию только одной религии. Кроме того, исторические различия в развитии России и арабских стран, включая разные политические и культурные контексты, делают маловероятным полное сравнение двух сценариев. В целом, оценка возможности клерикализации в России и смены госрелигии требует более глубокого изучения социально-политической обстановки и изменения общественного мнения на протяжении длительного времени.

    - Дек 15, 2023 | Ответить

  3. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Наверное, арабские страны не могут стать такими конкурентами, потому что в России различные регионы исповедуют разные религии. А еще в арабских странах ислам играет не просто роль религии, а является даже «государственной религией». Например, религиозный лидер мусульман в Иране фактически управляет страной, а во многих других арабских странах религиозные лидеры оказывают значительное влияние на политику. Но сейчас ли российское руководство заинтересовано в таком усилении церкви, чтобы патриарх мог стать реальным конкурентом для президента? Скорее всего нет, потому что в современной структуре государства религия играет роль идеологии, то есть должна в некоторой мере заменить собой советский марксизм.

    Учитывая указанные факторы, российские власти стремятся определить «сферы влияния» для различных религий, выделяя «православные», «исламские» и «буддистские» регионы и последовательно дискриминируя остальные религии с целью не допустить конкуренции с «традиционными» религиями. Эта политика направлена на создание мощных государственных организаций и подавление независимых мелких организаций, примеры которой мы уже видели в других сферах, например, в телевидении. Юридическая основа для такой дискриминации была закреплена ещё в 1990-х годах в преамбуле закона «О свободе совести и религиозных объединениях», где особо выделяются религии, которые внесли «особый вклад» в развитие российского государства.
    …отдавая должное важности православия в истории России, его роли в формировании и развитии национальной духовности и культуры, и проявляя уважение к другим религиям, таким как христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие, которые являются неотъемлемой частью исторического наследия народов России…
    Другими словами, «все религии равны, но некоторые имеют более высокий статус». Мы проявляем уважение к некоторым, а другие мы как бы терпим. Стоит отметить, что исходный текст закона был гораздо более жестким в отношении свободы вероисповедания, но эта вступление было специально предложено с целью в будущем ограничить институт свободы совести в его классическом понимании.
    В 2000-ых годах российские идеологи, опираясь на этот фундамент, начали разрабатывать идеи «традиционных религий» и сфер влияния, которыми эти религии руководят. Считается, что такие сферы влияния «традиционной» религии будут обладать особым положением, фактически подчеркивающим ее превосходство над другими религиями. Конечно же, в Чечне это будет ислам, а в Московской области — православие.
    Таким образом, Россия стремится пройти путь, отдаленный от арабского, больше напоминающий греческий или индонезийский вариант. В данных странах законами гарантируется свобода совести, но существуют ограниченные списки «официально признанных религий», которые государство считает «правильными» и единственными, имеющими гарантии свободы совести. При этом в Греции греческое православие практически полностью преобладает, а в Индонезии — местный официальный ислам. Строго наказываются любые отклонения от официальной религиозной политики.
    Это, скорее всего, следует считать идеалом, к которому наши законодатели в сфере религии пытаются двигаться в настоящее время. Довольно печально, строго говоря, что Греция скорее отходит от этой модели (в значительной степени под давлением общеевропейских институтов, таких как ЕСПЧ), и ее следует рассматривать как пережиток прошлого, а не как цель в будущем. Это примерно то же самое, что и с законом «о защите чувств верующих», когда некоторые ссылаются на опыт Норвегии, где существует закон о богохульстве. Только вот в Норвегии этот закон уже более 100 лет не использовался.
    В начале 1990-х Россия имела вполне прогрессивную среду для государственно-церковных отношений, основанную на принципах свободы совести и светскости государства. Проблема заключалась в том, что эти принципы были слабо юридически закреплены. Фактически свобода совести существовала на тот момент не из-за государственной политики, а из-за общего ослабления государства. Когда эти принципы стали юридически оформляться, мы не смогли провести последовательный демократический подход. В результате мы сделали только небольшой шаг вперед, и теперь нам придется усиленно работать, чтобы гарантировать нормальное положение религиозных объединений в России, обеспечить им равные права перед законом и предоставить их последователям возможность свободы совести.
    Однако в России в настоящее время маловероятно, что появится «арабский вариант» — по крайней мере, перед тем как мы доберемся до него, нам придется освоить греческий и индонезийский.

    - Янв 19, 2024 | Ответить


Ответ на вопрос