Welcome Guest. Sign in

12 Ответов

Каково значение фразы Декарта Я мыслю, следовательно, я существую?

Спросил: 0 просмотров философия

12 Ответов

  1. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Я могу поставить вопрос под сомнение все, что угодно, но никогда не возникает сомнений в самом факте сомнений, так как само сомнение лишь подтверждает наличие сомнений. Здесь сомнение является проявлением акта мышления. Поэтому, если я сомневаюсь, значит я мыслю. Но я не могу мыслить, если не существую. То есть, если я мыслю, значит я существую. Следовательно, мое существование — несомненная истина. И поскольку моя уверенность в собственном существовании основывается на акте мышления, это означает, что я являюсь мыслящим существом.
    Умберто Серджино (см. выше) выразил сомнение в правильности перевода «Я мыслю». Он считает более правильным перевод фразы «Я сомневаюсь».
    Я специально привожу цитату из текста Рене Декарта, чтобы разъяснить это. Вот фрагменты: «Сомнение — это акт мышления. Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю. Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал. Я мыслю, следовательно, я существую.» Здесь Декарт ясно и однозначно отвечает на наш вопрос. По моему мнению, здесь ключевая мысль состоит в следующем: «…я не мог бы мыслить, если бы не существовал.» (!)

    - Сен 03, 2023 | Ответить

  2. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Что останется, если подвергнуть сомнению всё? Останется лишь сам факт сомнения. Само сомнение, безусловно, существует. Сомнение, в свою очередь, предполагает наличие сомневающегося. Отсюда следует «сомневаюсь, следовательно, существую». Dubito ergo sum. Или «я мыслю (переживаю, чувствую), следовательно, существую». Cogito ergo sum.

    - Сен 05, 2023 | Ответить

  3. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Декарт «забыл» добавить важное окончание к своему высказыванию: «…значит я существую, КАК ЧЕЛОВЕК». Так афоризм приобретает более понятный смысл — ведь именно мышление и творчество отличают разумного человека от других видов. Многие могут просто «существовать» — есть, пить, размножаться. Но существовать, быть именно ЧЕЛОВЕКОМ, может только тот, кто мыслит, постоянно совершенствуется и двигает человеческую цивилизацию вперед. Эту мысль Декарта повторил его соотечественник, писатель-фантаст Жюль Верн: «Когда я не работаю, во мне нет никакой жизни».

    - Окт 01, 2023 | Ответить

  4. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Для меня эта «тривиальная фраза» означает склонность людей к поверхностным суждениям. В той части размышлений Декарта, из которой взято это выражение, для меня ценно выделение осознания того, что подтверждением разумности является не только размышление само по себе, но и наличие сомнений в сознании.

    - Окт 03, 2023 | Ответить

  5. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Слово «следовательно» в этом предложении излишне.
    Когда человек использует слово «Я», это означает, что он осознает, что оно содержит в себе ту, кто существует в данный момент и оценивает себя как личность, то есть мыслит.
    Можно было просто сказать, что «Я» является мыслящим существом.

    - Окт 07, 2023 | Ответить

  6. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Мир базируется на постоянном движении. Все, что нас окружает, движется во времени. Процесс движения кварков привел к образованию протонов и нейтронов, которые, в свою очередь, объединились в ядра. На ядра наслаивались электроны, образуя атомы. Атомы, продолжая двигаться, создали скопления, которые, в свою очередь, двигаясь и объединяясь, превратились в звезды. Благодаря реакциям, происходящим в звездах, возникли планеты и все то, что окружает нас. Все вещество образовалось благодаря соединению атомов. А мы, в том числе, состоим из того, что произвели звезды. Кроме тела, у нас есть разум. Без разума мы бы были просто пустыми оболочками. Движение разума заключается в мыслительном процессе. Если мы перестаем мыслить, то разум останавливается, а значит, и мы прекращаем существовать. Поэтому: я мыслю, следовательно я существую.

    - Окт 26, 2023 | Ответить

  7. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Вокруг этой фразы Декарта можно возведи гору мнимого философского пустословия и усложнить ее понимание до непостижимости. На самом деле все просто. Декарт пытался сформулировать учение о мире и стремился найти «опорный камень», на котором это учение можно было бы построить. Такой основой должно было являться что-то безусловное. Тем не менее, до Декарта представления о мире (если исключить заранее религиозные, то есть не имеющие отношения к науке учения) базировались на «наивном материализме». Предполагалось, что окружающий нас мир существует именно в том виде, в котором мы его воспринимаем. Однако такой наивный взгляд получил критику уже во времена Древней Греции. Внешний мир для нас существует только в наших ощущениях. И кто может с уверенностью утверждать, что эти ощущения не обманывают нас? Камень — твердый и тяжелый? Но так мы его воспринимаем. А что он на самом деле? Наше восприятие — это экран, который отделяет нас от реальности. И именно поэтому ничто в окружающем нас мире не может быть принято как несомненное. Так от чего же отталкиваться при создании нашего представления о мире? Декарт нашел это «что-то»: это наше личное сознание, которое мы осознаем и которое для нас является несомненно существующим. Я мыслю — следовательно, существую. Наше личное сознание — это единственная вещь, в существовании которой мы можем не сомневаться.
    Впереди — исходя из этой «основы» — можно создавать разнообразные философские размышления. Декарт был создателем целой области философии: идеализма. Понять тонкости и особенности этих созданных на основе учений — здесь бессмысленно. Но вот что интересно. В самом выражении Декарта никто не сомневается: никому даже в голову не приходит его отвергать. Однако учения, произошедшие из этого выражения, вызывали горячие дискуссии и настоящий конфликт (который до сих пор продолжается).

    - Ноя 22, 2023 | Ответить

  8. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Отличный вопрос! Прежде всего, существует множество нелепостей, которые были сказаны о «философской формуле» Декарта. Еще при жизни Декарта были люди, которые возражали: «Чтобы мыслить, нужно сначала существовать» (как будто Декарт этого не знал).
    Ответ философов (имеются в виду грамотные философы) обычно такой: «Господа, мы не об этом говорим». Во-вторых, давайте обратимся к мнению умных и грамотных философов об этом высказывании (о этой формуле) Декарта. Именно И. Кант утверждал, что это тавтология. А тавтология — это логическая ошибка. Однако Кант не критикует Декарта (и тем более не обвиняет этого замечательного математика и метафизика в отсутствии логики).
    Он правильно отмечает особые тавтологии, к которым философы прибегают (например, Декарт с помощью процедуры сомнения), когда они хотят выразить основные свойства предельных оснований человеческой жизни. Или можно сказать, основы бытия (от слова «бытие»).
    О предельных основаниях говорят на другом языке, хотя они используются общеизвестные термины. Эти термины понимаются с некоторой ложкой соли, не буквально.
    > Допустим, термин «божественный» не относится к Богу, но используется для обозначения того, что присутствует в человеке, но не создан им. Например: любовь.
    Предельные основания являются самоосновными.
    Поэтому мы говорим о состоянии бытия «я мыслю и я существую как мыслящий». «Я мыслю» порождает «состояние мысли». Или можно сказать, что мысль является причиной мысли. Но особой, бытийной.
    Важно отметить, что иногда философию можно определить как «размышление о размышлении». Например, Аристотель говорил: «Ум имеет в своей природе начала и сам является источником знания» (Вторая Аналитика). Философы используют термины «как таковая», «мысль/сознание вообще», «чистая мысль» для обозначения бытийного мышления. В то же время, обычно не замечают бытийности и метафизичности высказывания Декарта.

    - Дек 24, 2023 | Ответить

  9. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Фраза Декарта Я мыслю, следовательно, я существую (Cogito, ergo sum) является одним из основополагающих принципов его философии и философии эпохи Просвещения. Она выражает идею, что осознание собственной мысли является неоспоримым доказательством существования индивида. Декарт, считавший сомнение основой знания, пришел к выводу, что, даже если он сомневается во всем, то, как минимум, он уверен в своем мышлении. Эта мысль, по его мнению, подтверждает его наличие в качестве размышляющего существа. Таким образом, фраза указывает на связь между мышлением и существованием, подчеркивая важность субъективного опыта.

    - Дек 26, 2023 | Ответить

  10. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    В данной фразе ключевое слово — «я». Для осознания своего существования человек должен выполнить как минимум два условия. Во-первых, осознать свою способность мыслить, а затем, понимая это, проанализировать себя и прийти к выводу о том, что он жив. Для этого необходимо осознавать себя как отдельную личность, иметь представление о своём «Я». Если человек не обладает этим, то можно сказать, что он либо «овощ», либо мёртвый.

    - Дек 27, 2023 | Ответить

  11. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Когда человек размышляет или, точнее, говорит о том, что мысли – это результат творческого процесса, порождаемого искусством, а все, что создано искусственным путем, существует… Из этого следует фраза «я не живу, я существую» — существуют только вещи…

    - Фев 08, 2024 | Ответить

  12. 0 Votes Thumb up 0 Votes Thumb down 0 Votes

    Для начала следует проанализировать саму фразу. Термин «следовательно» указывает на то, что ПЕРВОЕ невозможно без ВТОРОГО. Иными словами, все утверждения о том, что Декарт не видел существования без мышления, просто не имеют логической основы. Однако данное утверждение отрицает возможность мышления без существования.
    Следовательно, оно служит в первую очередь подтверждением того, что любой мыслящий субъект существует. И, вероятно, данное утверждение было высказано как возражение против солипсиста (я существую, а значит ваши претензии о неповторяемости необоснованы).
    Таким образом, данная фраза служит в первую очередь подтверждением существования любого мыслящего субъекта. А на момент изречения, скорее всего, она просто была возражением против солипсиста (я существую, а значит ваши претензии о неповторяемости необоснованы).

    - Фев 09, 2024 | Ответить


Ответ на вопрос